Скоро в школу

Адаптация первоклассников к условиям обучения в школе (видео)

Готовность ребёнка к школе (видео)

Готовность ребенка к школе

РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ

по подготовке ребенка к обучению в школе

 

Есть такой термин - школьная зрелость (или психологическая готовность к школе), состоящая из нескольких компонентов:

– интеллектуальная зрелость – для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, а также развитие тонких движений руки и их координации.

– эмоциональная зрелость - это умение долго выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

– социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять указания учителя.

Готовность к школе, школьная зрелость - это необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться.

Но путь развития ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы.

Каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению. Создать позитивную установку в обучении можно, если придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
  3. Необходимо учитывать принцип “от простого к сложному”, то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.
  4. Не создавайте у ребенка впечатления, что игры и занятия с ним являются смыслом вашей жизни, отнимающим много ваших сил и времени, поэтому играйте, например, во время приготовления ужина, по дороге в детский сад и т.д.
  5. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если вам не хочется играть или вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие, так как пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас.
  6. Не следует "дрессировать" ребенка на сложение и вычитание, чтение по слогам. Куда эффективнее общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
  7. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами.
  8. Очень полезно запоминать детали пейзажа и окружающей обстановки. Почаще просите своего малыша сравнить различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.
  9. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.
  10. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
  11. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка, давая рекомендации. Адекватное отношение к своим “пробам и ошибкам”, активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, а не контролером.
  12. И, какими бы ни оказались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!
свернуть

В школу с 6 или 7 лет?

Особенности родительского выбора.                                                                          

   Дети,которые пошли в школу в 7 лет,более спокойны и усидчивы и легче постигают предложенный школьной программой материал.Но мнение психологов и педагогов не останавливает большое количество родителей,стремящихся отдать в 1-й класс шестилеток.Правда в этом вопросе,как обычно,находился"где-то посередине"...                                                                                                            

  ШЕСТИЛЕТКИ.            

 По закону ваш ребенок может отправитьс в школу с 6 лет. Для этого требуется желание родителей и отсутствие противопоказаний к ранним школьным занятиям у ребенка.К таковым относятся физическая,психологическая или умственная неготовность(не путать с отсталостью!)к обучению в школе.Если ваш ребенок посещает детский сад,то свое мнение о его готовности к школе выскажут специалисты дошкольного учереждения.Если он первые 6 лет находился дома,то родителям лучше обратиться за консультацией к психологам и педагогам.                           Плюсы. .Шестилетки отличаются живым умом и любознательностью и потому относятся к школе как к новому приключению.Они могут быстрее находить общий язык со сверстниками.Родители школьников-шестилеток довольно констатируют,что их дети получат аттестат о среднем образовании в 17 лет.И,соответственно,юноши-выпускники будут иметь больше возможностей попробовать свои силы на вступительных экзаменах в вузы,а не отправятся прямиком в армию. Минусы.Чаще всего первоклашкам-шестилеткам бывает очень сложно выдержать уроки.Они еще в силу возраста не обладают той усидчивостью,чтобы на протяжении 30-40 минут,сидя за партой,внимательно слушать учителя.Это может осложнить обучение и сделать более проблемной адаптацию ребенка,которому еще хочется больше прыгать и гулять.Такие дети чаще всего хуже воспринимают учебный материал,их успехи и интерес к урокам во многом зависят от родителей,бабушек или нянь.                                                                                                                             

СЕМИЛЕТКИ.                                                                                                                         

 Попадая в 1-й класс,составленный преимущественно из шестилеток,первоклассник,который готовится отпраздновать свой 8-й день рождения,выглядит переростком."Детский коллектив бывает очень жесток",-рассуждают мамы первоклассников-семилеток,признавая свой главный страх:возможно ,ребенку будет сложнее вписаться,если он окажется на год младше.Впрочем,справедливости ради отметим,что проблемы социализации в школе могут ожидать любого ребенка,вне зависимости от возраста.                                                                             Плюсы.Семилетки лучше подготовлены к школе,более усидчивы,у них лучше развита мелкая моторика.Учителя хвалят таких учеников,приводят их в пример.Нервная система к 7 годам гораздо более развита,чем в 6,и медицинских показаний для "отсрочки" у семилеток на порядок меньше.В конце концов,как рассуждают мамы и особенно бабушки,сознотельно отправляющие деток в школу после 7 лет,"пусть у ребенка будет еще один год детства,ведь в школе у него уже будет больше обязанностей,а не прав".                                                                                      Минусы.Ребенок в 7,5 лет к моменту поступления в 1-й класс может "перегореть".Может оказаться,что он уже давно умеетчитать,писать,считать и рассуждать,и ему будет откровенно скучно на уроках,во время которых преподаватель объясняет менее "продвинутым" шестилеткам азы счета до10.Одна из главных проблем семилеток заключается в том,где провести последний год перед школой.Часто бывает,что родители,спеша отдать ребенка в детский сад,не учитывают,что,оказавшись в старшей группе,он распрощается с друзьями,которые отправятся в школу,а сам будет еще год ждать -либо оставшись "на второй год" в старшей группн сада,либо проведя его дома.Подготовительные группы существуют в некоторых детсадах Минска,но далеко не во всех.Не исключено,что родители,которым будет объявлено о расформировании группы,в которую ходил ребенок и почти все выпускники которой отправились в школу,вынуждены будут менять не только детский коллектив,но также воспитателей и детский сад.                                                                              Преподаватели:шестилетки сильно уступают семилеткам. Большинство учителей начальных классов схддятся во мнении:лучше ребенка отдавать в1-й класс после того,как ему исполнится 7 лет.Многие родители рассуждают так:ребенок умеет читать, писать - пора в школу.И мало кто задумывается о психологическом аспекте, об особенностях восприятия мира шестилетним и семилетним ребенком.Они могут видеть одно и то же,но интерпретируют для себя вещи совершенно по-разному.Шестилетки в своей массе не готовы к школе как к работе.Школа -это серьезная нагрузка на здоровье ребенка,и детки 6 лет ее с трудом выдерживают,чаще болеют.                         

Преимущества шестилеток:Они более шустрые и быстрее схватывают материал.Но они и быстрее его забывают.Чтобы усвоить что-тоновое,шестилетке надо ежедневноэто повторять.У семилетнего ребенка знания закрепляются с гораздо меньшими усилиями.                                      Психологи:все очень индивидуально. Нельзя однозначно сказать,в 6 или в 7 лет ребенок должен идти в школу.Все зависит от его личностных особенностей.Есть детки,которые и в 6 лет достаточно зрелые,а некоторые при внешне благополучных факторах совершенно не готовы к школе.                                                                                                                                                                        Какие факторы стоит учитывать? Впервую очередь физическое здоровье ребенка.Речь не только о диагнозах,которые имеет дошкольник в карточке.Если ребенок часто болел или родился недоношенным,вряд ли стоит рано отдавать его в школу.Бывает,что ребенок удачно справляется с нагрузкой в начальной школе,где с ним много занимается учитель,а реальные проблемы начинаются в 5-м классе,когда он оказывается не готов воспринимать и обрабатывать серьезный материал,а силы организма истощены к этому времени.                              Второй важный фактор -психическое здоровье ребенка.Необходимо понять,умеет ли он слушать и слышать,насколько он усидчив,как относится к взрослым.                                                        

Еще один немаловажный аспект готовности ребенко к школе -социальный.Как ребенок строит отношения в коллективе,насколько он тревожен и стрессоустойчив?Это все очень важно.                                                                                                                                                                                            Как же родителям объективно оценить готовность ребенка к школе?Надо подойти к этому вопросу комплексно.Стоит посоветоваться с врачами и провести медицинское обследование ребенка.Ну а психологические и личностные особенности малыша родителям помогут рассмотреть психологи.Сейчас их достаточно много -и в детских садах, и в поликлиниках.Если вовремя займетесь зтим вопросом,не ошибетесь с выбором того возраста,когда именно вашему ребенку лучше пойти в 1-й класс.          

свернуть

На пороге школьной жизни

"НА ПОРГЕ  ШКОЛЬНОЙ  ЖИЗНИ"

       Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

      В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.
      Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто–то пройдет их незаметно, а для кого–то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь многое зависит и от нас, взрослых, от нашей помощи и нашей поддержки. Понимает ли мы, взрослые, что учеба – серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения? Знаем ли мы, что начал года всегда наиболее трудно, особенно для первоклассников? Причем приспособление к школе не заканчивается через неделю – две, для этого требуется почти полтора месяца. Учитываем ли, что первые неудачи, помноженные на непонимание и нетерпение взрослых, могут сломать малыша и надолго отбить охоту учиться?
           Увы, мы, родители, чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Но какими бы не были оправдания, наше раздражение, крики, выяснение отношений, наказания – все это дополнительные стрессовые ситуации. Это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности, создает новые проблемы. Вот еще что важно: чем больше наши страдания до школы, чем больше внимания мы уделяем детям, тем выше наш родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи, только успехи. К сожалению, желания родителей не так уж часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда у малыша, на которого Вы возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой.
         В будущем эти полезные навыки обязательно пригодятся – помогут наладить общение с другими людьми и значительно облегчат жизнь будущего первоклассника.
      Соблюдать гигиену. Все любят иметь дело с опрятными людьми. Если с юных лет приучить ребёнка заботиться о чистоте тела, в будущем эта привычка сослужит хорошую службу.
     Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо довести до автоматизма, пока дети ещё маленькие. Если нужно, повторять их сотни раз, необходимо впечатать в память: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнём и т.д.
      Знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребёнка подходить к другим детям и спрашивать, можно брать на себя функцию лидера, что бы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.
       Уметь слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодиться и в школе (воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в личных отношениях. Родителям важно самим внимательно слушать детей, а так же учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.
       Сосредотачиваться. Научите детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредотачиваться на одном деле, а по его завершении приниматься за дело.
       Класть вещи на место. Приучая ребёнка убирать за собой игрушки и вешать одежду.
      Извиняться. Важно не относиться к ошибкам, как к чему-то постыдному. Лучше ввести в лексикон волшебное слово «извините». Это слово ребёнок должен слышать и от родителей. Способность попросить прощение у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжёлый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.
       Уважать своё личное пространство. Некоторым детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут сидеть у него на коленках. Но совсем немногие люди готовы принять столь доверительное отношение. Поэтому открытых детей нужно мягко учить понятию личного п р о с т р а н с т в а, подсказывать, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать.
Выражать свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначить, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.
         Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся, задавать вопросы учителю и вообще будет легче идти на контакт. 
         Сострадать и сочувствовать. Помощь больному котёнку, покупка продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребёнку понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по – разному могут складываться обстоятельства.
          Питаться правильно. Дети перенимают пищевые привычки родителей, поэтому, если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя. Если в родительском рационе присутствует только, полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребёнку захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы.
         Готовить еду. Дети которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на семейных пикниках да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят ли неважно себя чувствует.
          Дружить со спортом. Здорово, когда спорт с детства часть жизни. Но если ваш ребёнок больше тянется не к секциям, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться и привести мышцы в тонус.
      Знать цену деньгам. Первое представление о деньгах ребёнок получит, играя в магазин, но настоящую цену заработанному он узнает нескоро. Родительская задача - до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его.
         Доводить дело до конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое распространённое детское качество. Но его необходимо развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить, как недостроенную башню. Чтобы ребёнок учился поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как просить о помощи, как искать способ решения проблем. И обязательно дать почувствовать удовлетворение от хорошо проделанной работы.
           Делиться. Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребёнка делиться вещами, если он этого не хочет. С этим не сложно согласиться: вряд ли мы сами отдадим кому – то вещь, которая нужна самим. Но всё-таки есть большой смысл в том, чтобы разделить что-то с другим человеком. Ещё Джек Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её.
Заботиться о близких. Видеть, что кому то необходима забота и участие (заболевшей тёте, другу, сломавшему руку) и просто так предложить помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной жизни.
      Уметь говорить «Нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пойти с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдаёт. Ребёнок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.
         Не опаздывать. Непунктуальность – одно из самых больших раздражителей. Она может подводить и ученика в школе и офисного работника. Поэтому с медлительными детьми стоит выходить из дома на 10 минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера. А сами родители должны служить примером – всегда приходит вовремя на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.
            Верить в лучшее. Оптимистам легче живётся, ведь в конце их тоннеля всегда есть свет! Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется ребёнку, но мы сможем вселять в него уверенность, настраивать на лучшее, верить в него и собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни

свернуть

Готовим руку к школе

Выпускной год в для дошкольников — самый ответственный. Даже не пользуясь специальными "диагностиками", опытный педагог определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в "решающий годовой этап" следует позаниматься. Будут говорить на родительских собраниях о проблемах "неготовности", к которым относятся чрезмерная игривость, инфантильность, недостаточная самостоятельность, излишне вялая, или наоборот, напряженная рука, неточные движения, нескоординированность их.

Специалисты предупредят, что муштрой, "дрессировкой" помочь нельзя — можно только воспитать отвращение к школе, к учебному труду. Конечно, если развивали руку с рождения, то на шестом году жизни, благодаря упражнениям и созреванию соответствующих областей головного мозга, ребенок способен выполнять точные тонкие движения.

Неподготовленный ребенок даже в повседневной жизни нуждается в посторонней помощи, не понимает заданий и не может выполнить их самостоятельно, не справляется с задачами, решение которых требует хорошо развитой тонкой моторики, он с трудом улавливает различия в свойствах предметов, у него не развита произвольность, в том числе произвольная память.

Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для его физического и психического здоровья.

Поэтому для каждого будущего школьника подбирается собственная программа с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

Упражнения на развитие ручной умелости "прописываются" обычно каждому. На шестом году жизни дети совершенствуют (или, к сожалению, только осваивают) способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя такие материалы, как ткани, бумагу, древесину, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяют орудия труда, инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, циркули, ножи, ножницы, клещи, пилу, молоток, гвоздодер, грабли, метлу, щетки, лейки, лопаты.

Кроме практических умений, развивают способности, позволяющие осуществлять деятельность: умения планировать, намечать цель труда и подбирать нужные материалы и средства; знания, какие действия надо совершить и в какой последовательности, стремление участвовать в труде взрослых и понимать значение и цель их труда, уважать его.

В любой детской полезной деятельности, называемой "продуктивной", в детском труде развиваются ручные и умственные умения и навыки, совершенствуется мускулатура кисти, пальцев, формируется воля, организованность и исполнительность — все то, что необходимо для школы.

Хорошо подготовленные дети в этом возрасте интересуются счетом, чтением и письмом, овладевают этими умениями успешно и с интересом. Но так как для письма, имеющего сложнейшую психофизиологическую структуру, включающую механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, производить звуко-буквенный анализ), слабые дети не готовы, то заставлять их писать насильно нельзя. Отрицательные эмоции блокируют работу мозга и его экспрессивного органа — руки. Придется действовать обходным путем.

Можно рисовать, писать в воздухе руками, лепить буквы, цифры.

Детям всегда интересно изготовить что-то предметное "весомое, зримое", и потому открывается "книгоиздательство" и журнально-газетное дело: кто рисует, а кто "интервью" берет, а кто-то пишет заметку. 

Ребенок развивается успешнее, если у него есть возможность учить более младшего, слабого, помогать ему. "Уча другого, учусь сам" — девиз ребенка шестого года жизни. В семьях, случается, учить больше некого — или все дети более старшие, или ребенок — единственный. 

Ребенок шестого года жизни должен уже быть достаточно свободным. А свободным он становится настолько, насколько стал самостоятельным: самостоятельным в обслуживании себя, других, в общении, в решении житейских задач, в "самопрезентации" и самозащите: и в словесной и даже физической (подраться и помириться нужно тоже уметь).

Почти идеальный образ такого "подготовленного к школе ребенка создал великий педагог, философ и писатель  Л. Н. Толстой. Герой его известного рассказа "Филиппок" сам решил пойти в школу учиться, и для этого он зимой  сам одел себя, сам нашел нужные вещи, собрался и вышел на улицу, сам преодолел большое расстояние по незнакомой улице, где были злые собаки, сам решился открыть тяжелую заледеневшую школьную дверь и сам себя детям и учителю отрекомендовал, хотя и после некоторого замешательства: детей незнакомых в классе было много, да и взрослый дядя-учитель никакими вопросами "наводящими" совсем не помогал. Зато этот же учитель, несмотря на то, что Филиппок всего-то несколько букв знал и "ф" с "х" путал, и при этом еще и хвастливо успел сообщить, что он "страсть какой бедовый", в школу его записал. Незнающего даже азбуки, неумеющего свое имя написать, по годам не доросшего до школьника?!

Почему? На современном психолого-педагогическом языке обоснование учителя прозвучало бы так: за самостоятельность, за высокую степень школьной мотивации (т.е. за большое желание учиться), за умение защитить себя и заявить о себе ("самопрезентация"), за умение находить друзей и дружить (помните, как дети деревенские за Филиппка переживали, стремились его поддержать). А наши с вами воспитанники похожи на Филиппка? Если да — то к школе мы их подготовили правильно.

Литература: Любина, Г.А., Желонкина, О.В. Рука развивает мозг / Г.А. Любина, О.В. Желонкина. – Мн. –  2002.

 

свернуть