Профилактика семейного неблагополучия
Основные причины семейного неблагополучия и их профилактика
Семейное неблагополучие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей.
Основные причины семейного неблагополучия и их профилактика
В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
В неблагополучной семье ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:
- недостаточная забота;
- неправильный уход и питание;
- физическое и сексуальное насилие;
- игнорирование душевного мира и переживаний
Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
Именно поэтому в нашем учреждении постоянно проводится работа по профилактике семейного неблагополучия.
Семейные конфликты и дети
СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ДЕТИ
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.
А.С. Макаренко
Для детей мирная обстановка в доме – синоним счастья. Но даже в счастливых семьях случаются трудные времена, когда накопившиеся эмоции находят выход в ссорах.
Семейный конфликт — что это?
Конфликтные семьи — это полнофункциональная структура. Ее члены взаимодействуют максимально близко друг к другу, проживают на одной территории.
Кризисы, конфликты возникают в любой семье, но количество и выраженность их разные.
Семейные конфликты связаны со стремлением удовлетворить определенные потребности, избежать негативного воздействия, создать условия для собственных интересов, не учитывая потребностей партнера.
Особенности конфликтов:
- определяются структурной близостью;
- во взаимодействие включены эмоции;
- присутствуют правовые обязательства;
- наличие нравственных обязательств перед супругом;
- используются различные приемы ведения конфликтов;
- непосредственно связаны с кризисными периодами развития семьи;
- затяжные конфликты непосредственно сказываются на психическом состоянии участников, влияют на здоровье, провоцируя обострение и появление различных заболеваний;
- отношения между супругами влияют на детей.
Конфликты нередко возникают в неблагополучных семьях, где один или оба супруга злоупотребляют алкоголем и запрещенными веществами.
В семьях, где происходят частые скандалы, присутствует постоянное напряжение.
В тяжелых случаях конфликт виден даже посторонним людям, когда супруги уже не в состоянии сдерживать свои эмоции, и идут на конфронтацию по любому поводу. Нередко встречается и проявление насилия по отношению к супругу и детям.
Негативные последствия конфликтов
Негативные последствия конфликтов:
- постоянное напряжение внутри семьи;
- нахождение каждого члена группы в стрессовой ситуации;
- потеря работоспособности;
- возникновение страхов, опасений за свою жизнь при явных угрозах;
- развод;
- физическая расправа;
- развитие и обострение заболеваний на фоне постоянного стресса;
- депрессии членов группы;
- вероятность суицидального поведения;
- психическая травма у ребенка, которая остается с ним на всю жизнь;
- поиск одного или обоих супругов спокойствия, любви, внимания на стороне, то есть измена.
Вот только некоторые аспекты выражения негативного опыта конфликтной семейной обстановки для формирующегося сознания ребенка:
- Общая нервозность при развитии ребенка в противоречивых условиях взаимоотношений матери и отца. Дети, часто переживавшие конфликты в родительской семье, в своей взрослой жизни имеют внутриличностный конфликт и заниженную самооценку, при любых стрессовых ситуациях могут испытывать депрессию и неуверенность в себе, у них часто развиваются неврозы.
- Нарушение духовного равновесия в семье ведет к психологической патологии у развивающегося ребенка. У ребенка формируется негативная картина мира, и это значительно ухудшает качество его собственной взрослой жизни в будущем. Такой человек не будет верить никому, он будет очень тяжел в общении, полон пессимизма и цинизма.
Дети из семей, переживающих частые конфликты, могут стать очень озлобленными, агрессивными, жестокими во взрослой жизни. Такие дети не понимают чужой боли, и у многих из них есть тяга причинять боль другим. Ребенок может попросту тянуться к противозаконным сторонам жизни, преступать закон, совершать противоправные жестокие поступки, часто – немотивированные, в отношении других людей.
- Увеличивается риск бесконтрольного поведения ребенка, так как для ребенка падает родительский авторитет. Ребенком хуже усваиваются моральные и общекультурные ценности. У ребенка из конфликтной семьи формируются специфические черты характера, мешающие его социализации во взрослой жизни: замкнутость, агрессивность, безразличие, жестокость по отношению к окружающим, полное безразличие.
- Повышается вероятность формирования негативного чувства по отношению к тому или иному полу, в зависимости от симпатий ребенка к одному из родителей. Во время переживания семейных конфликтов у ребенка формируется сценарий поведения в его собственной семье. То есть, такой ребенок зачастую берет родительскую семью за образец, который применит в своей собственной семье, и конфликты в ней будут также частым явлением.
Семейные конфликты неизбежны, но с каждым разом сила их может увеличиваться, недовольство растет, пока кто-то из членов семье не решается на ответственный шаг — разрыв.
При возникновении конфликтной ситуации есть способы самого неудачного поведения, которые усугубляют проблему:
- открытое противостояние — ведет к затяжным ссорам, угрозам физической расправы со стороны более сильного;
- молчание, уход от поиска решения;
- сторонний наблюдатель, когда один из супругов ждет определенного поведения партнера, но тот может и не подозревать, что от него хотят.
Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребёнка в семье
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
1. Принимать ребенка, таким как он есть и любить его.
2. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.
3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
4. Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.
5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
6. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать — не наказывайте.
9. За один раз — может быть одно наказание. Наказан — прощен.
10. Ребенок не должен бояться наказания.
11. Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания — сообщайте ему об этом.
12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
13. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
14. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
Любите своего ребенка!
Насилие в семье
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ
Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
2. Психическое/эмоциональное/ - это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
3. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми.
4. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Как проявляется то или иное насилие?
1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
2. Изоляция - запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.
Последствия семейного насилия для ребенка
Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
- Они преподают ребенку урок насилия.
- Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.
- Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
- В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев.
- Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок узнает:
- что он не заслуживает уважения;
- что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
- что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
- что насилие - это проявление любви;
- что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
- что от взрослых нет защиты.
Научите детей видеть ложь!
ЕСЛИ ВЫ ПОСТРАДАЛИ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
ИЛИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ ФАКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,СВЯЗАННЫХ С ПЕДОФИЛИЕЙ!!!
СООБЩИТЕОБ ЭТОМ!!!
телефон 8-0176-771911
телефон 8-029-7085783; 8-029-1543760
ОТДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
УНиПТЛ КМ УВД МИНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
телефон (8017)-2290848
ПОЗВОНИТЕ НА ГОРЯЧУЮ ЛИНИЮ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ,
КАК ПОГОВОРИТЬ С РЕБЁНКОМ НА ЭТУ ТЕМУ.