Советы музыкального руководителя

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Ваш ребёнок посещает детский сад, вас конечно же, приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете ещё раз убедиться в том, какой ваш ребёнок умный, красивый Талантливый и сообразительный. А чтобы и вы и ваш ребёнок не испытывали чувства разочарования после праздника. Достаточно соблюдать несколько простых правил.
развернуть

Готовьтесь к утреннику:

Если вас попросили подготовить какой-то атрибут или костюм для ребёнка-не отказывайте! Воспитание ребёнка- процесс непрерывный и многообразный и в нём должны принимать участие не только сотрудники детского сада, но и родители. Тогда результаты наших общих усилий будут более заметны.

Приходите на праздники в детский сад:

Ваш приход крайне важен для вашего ребёнка. Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи. Если же никто из членов семьи не сможет прийти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребёнка, не обнадёживайте его и не обманывайте. Попросите потом копию видеозаписи и последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решение этого вопроса.

Не обесценивайте старания вашего ребёнка

Для ребёнка утренник - очень серьёзное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал, и, конечно же, он волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь! Пусть он вовремя выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРАЗДНИКЕ В ДЕТСКОМ САДУ

1.Своевременно приходить в детский сад, не опаздывать на детский праздник, не отвлекать внимание детей и взрослых, не заставлять ребенка волноваться по поводу подготовки к празднику (костюм, прическа).

2.Помнить, что праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Поэтому родителям следует приходить в хорошем эмоциональном настроении и поддерживать детей во время выступления аплодисментами¸ одобрительными взглядами.

3.Вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви и без верхней одежды.

4.Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами. Их необходимо предварительно отключить.

5.Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада. Не следует ходить по залу с кинокамерой или фотоаппаратом, - это отвлекает детей, мешает им сосредоточиться на выразительности своего выступления, нарушает праздничный настрой.

6.Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места.

7.Во время утренника родителям запрещается без необходимости вставать и переходить с одного места на другое.

8.Не желательно присутствие на празднике детей (среди гостей) более младшего возраста, так как они не могут сохранять внимание и отвлекают «артистов» плачем, выкриками, хождением по залу.

9.По предложению музыкального руководителя, воспитателей и детей родители могут принимать участие в проведении детского утренника (играх, танцах и пр.) и уметь поддерживать положительные эмоции детей.

10.Помнить о том, что родители – образец для подражания своим детям, поэтому следует избегать комментариев негативного характера.

Несоблюдение этих элементарных правил отвлекает детей, мешает им почувствовать себя главными участниками действия. В случае невыполнения вышеуказанных правил или другого неадекватного поведения со стороны родителей администрация детского сада оставляет за собой право не приглашать родителей на праздники и проводить праздники для детей без родителей. 

ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ И СПОСОБНЫ,

ТОЛЬКО КАЖДЫЙ ПО-СВОЕМУ

свернуть

Создание музыкальной среды дома

Основной совет, который можно дать родителям, - побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией.
развернуть

Если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребенка это постепенно станет потребностью. А еще можно организовать: 

Семейные праздние. При подготовке необходимо составить программу, предусмотрев сюрпризные моменты, заранее позаботиться о подборе музыки. Это может быть маленький конценрт с участием взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или веселые сценки из семейной жизни.

Домашний театр. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготовив куклы вместе с ребенком из папье-маше, дерева, картона, ткани... Для музыкального сопровождения можно использовать аудиозаписи, детские музыкальные инструменты или инструменты-самоделки, имитирующие разные шумовые эффекты.

Развлечения с использованием музыки. Совместное пение или пение взрослыми для ребёнка, игры-забавы, музыкальные конкурсы, игры-драматизации, слушание музыкальных композикий и т.п. - могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы, что немаловажно для укрепления семейных отношений.

Создание домашнего оркестра. Для этого подойдут барабанчики, бубны, колокольчики, металлофон и др. Можно использовать деревянные или металлические ложки, детские погремушки, бутылки. С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, ритм знокомых попевок, сопровождать собственное исполнение песенки или музыки.

свернуть

Рекомендации по выбору репертуара классической музыки для слушания с детьми дома.

Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».
развернуть

К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. 

Что слушать?

Нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» пишет «Если у ребенка в мозгу, который еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы». Но если уже сейчас, в самом раннем возрасте, ограничить прослушиваемый малышом репертуар только весёлыми детскими песенками, в дальнейшем привить любовь к истинным музыкальным произведениям будет нелегко и, более того, малыш, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы вы их немедленно выключили.

Какая классическая музыка для малышей подходит лучше всего? Что включать?

Выбор музыкального репертуара, который дети слушают дома, зависит от музыкального опыта семьи. Для слушания музыкальных произведений дома лучше всего подходит народная и классическая музыка. Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают! Кроме произведений этих можно посоветовать для лучшего познания красоты и гармонии окружающего мира, для развития духовных сил и творческой активности  детей музыку и других композиторов.

Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Музыка должна быть светлой, гармоничной, умиротворенной и приятной на слух. Лучше избегать трагических и тревожных композиций. Следует отбирать произведения, где выражены чувства, доступные для понимания детей. Такими как раз и являются произведения, написанные композиторами о животных.

Примерный музыкальный репертуар по слушанию для детей

1.С.Майкапар.«Мотылёк»
2. Э. Григ. «Бабочка»

3. К. Сен-Санс «Карнавал животных» ;

4. Л. Бетховен .«Сурок»;

5. М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов».

6. Д. Кабалевский. « Ёжик», «Хромой козлик»

7.А. Лядов. «Сорока», «Петушок» (cлова народные);
8.Г. Лобачёв. «Курочка-рябушечка» (cлова народные)
9. В. Ребиков. «Лягушка» (стихи Н. Некрасова)

10. В. Калинников. «Тень-тень», «Журавель» (cлова народные)

11. С.Прокофьев. «Шествие кузнечиков»

Если родители предпочитают слушать эстрадную музыку, то им предлагаются замечательные классические произведения в эстрадной обработке: «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковского и другие.

Музыка всегда выражает какое - либо настроение. Она может и изображать что-то: кукование ку­кушки или щебет другой птички. Музыка очень похоже передает движения разных персонажей, например, шествие прыгающих кузнечиков, торжественную поступь льва или жалобное прихра­мывание хромого козлика, пугливые шаги и остановки маленького, боязливого ежика.

В младших группах с детьми лучше слушать народные песенки о животных в обработке композиторов («Сорока», «Петушок», «Зайчик») и небольшие инструментальные пьесы («Мотылёк» С. Майкапара; «Медведь» В. Ребикова; «Ёжик», «Хромой козлик» Д. Кабалевского). Со средней группы детям  доступные для восприятия  такие произведения из «Карнавала животных» Э.Сен-Санса как «Кукушка в чаще леса», «Куры и петухи», «Длиннохвостые животные», «Слон», «Аквариум»,   в старших группах это «Королевский выход льва», «Лебедь».

Пожалуй, зоологическая фантазия «Карнавал животных» К.Сен-Санса является самой яркой из всей музыки, написанной о животных. Сам композитор не считал «Карнавал животных» серьезным произведением, поэтому разрешил опубликовать его только после своей смерти. Это произведение носит юмористический характер, который соседствует с лиризмом и метким звукописанием.  Здесь присутствует и лев – король зверей,  и кенгуру, есть и «Аквариум», где музыка более светлая и нежная, а так же «Черепаха», «Куры и петухи». Изобразительность пьесы «Длинноухие персонажи» не даёт слушателям обмануться в том, что речь идет об ослах.   Мелодия «Лебедя» – торжество лирики – одна из лучших когда-либо созданных композитором. Это произведение было единственным номером фантазии, разрешенным Сен-Сансом к исполнению при  его жизни.

Как знакомить детей с музыкой? Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

1.  Вы можете иногда включать музыку пока занимаетесь делами по хозяйству. Включать музыку также можно фоном во время игр, массажа, купания и т.д. Однако помните, что музыка не должна играть постоянно. Включайте музыку 1-2 раза в день, минут на 15-30.

2.  Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

3.  Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

4.  При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

5.  Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения.

6.  Время от времени обращайте внимание малыша на произведения, давая короткие характеристики: «Посмотри какая медленная (быстрая, веселая, грустная, громкая, тихая) музыка». Подбирайте как можно больше слов для характеристики мелодии, таким образом, вы благотворно влияете на развитие речи ребенка. Вовлекайте ребенка не только как пассивного слушателя, но и как активного: предлагайте потанцевать под музыку, потопать ножками, похлопать в ладоши.

7.  После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке, попросите его нарисовать свои впечатления.

8. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим другом!

Использованные интернет-источники:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/10/proekt-muzyka-o-zhivotnyh-i-ptitsah

2. http://music-fantasy.ru/materials/muzyka-rasskazyvaet-o-zhivotnyh-i-pticah

свернуть